В поисках хорошего кино

Фестиваль Arctic оpen объявил о приеме заявок в конкурсную программу 


Это уже будет третий Международный кинофестиваль стран Арктики. Первые два прошли с неожиданным успехом и зрительским одобрением. Форум приобрел авторитет в среде кинематографистов, оброс деловыми связями и хорошими спонсорами. В этом году проект Поморского культурного фонда «Берегиня» снова поддержан грантами президента РФ и губернатора Архангельской области. 


Иди и смотри! 


Среди стран, представляющих свои фильмы на конкурс — Россия, Канада, Дания, Исландия, Финляндия, Норвегия, Швеция, США. В прошлом декабре за четыре дня жители трех городов Архангельска, Северодвинска и Новодвинска увидели 52 картины из 110 стран! А за время реализации проекта с учетом постфестивального киномарафона эти ленты посмотрели более девяти тысяч зрителей в десяти районах Архангельской области, в том числе участники Международного Арктического форума «Арктика — территория диалога» в Санкт — Петербурге. 


Самые яркие впечатления от якутского и исландского кино. Конкурсная «Царь-птица», получившая спецприз жюри и диплом за потрясающий актерский дуэт Степана Петрова и Зои Поповой, и внеконкурсный «Затерянные во льдах». Их объединила тема — как выжить в суровой и холодной природе — такой красивой, величественной, но и жестокой. Победителем в номинации документального кино стала лента «Великий северный путь» Леонида Круглова – о Семене Дежневе. Экспедиция прошла его маршрутом — 10 тысяч километров — от Архангельской области до Чукотки — на собаках, оленях, под парусом… А еще были «Несейка. Младшая дочь», где директор зоопарка спасает моржиху, которая пришла к людям за помощью на далеком Ямале. Светлая и трогающая сердце история, тоже отмеченная призом. Как и «Сказки о маме», где мама — это наша земля-матушка, а герой – странник колоритный житель Кенозерья Василий Попов ( получилась как бы продолжение кино про почтальона Тряпицына). 


Впечатлил и еще один внеконкурсный – «Возвращение в страну поморов». Целый ворох призов получили фильм «Общее дело», о тех, кто восстанавливает храмы на Русском Севере, короткометражки «Меня зовут Махаз» и «Путешествие в Париж», игровая лента «Зимние братья» и документальная «Земля». Ну а Гран-при завоевал очень сильный, который смотришь, затаив дыхание, «Виновный» из Дании, он же стал фаворитом зрительских симпатий. 


За интерес зрителя 


Самый главный вывод – за это время нас приучили смотреть хорошее кино, может быть не такое уж кассовое, не пресловутые блокбастеры или экшены, но и без этих формулировок — зрелищное. Ведь суть – не в трюках и спецэффектах… Очень хорошо сказал председатель жюри игрового кино Алексей Агранович: 


— Это ерунда выбирать лучшее-худшее кино, фестиваль не для этого. А для того, чтобы вы хоть раз пришли в кинозал и посмотрели историю про себя, которая показалась бы вам дорогой, помогла найти ответ на насущный вопрос. А люди, которые снимают фильмы, посмотрели в глаза своим зрителям — и не отвели бы взор, потому что их кино — честное. 


И все-таки, мы выбираем. Потому что найти хорошее кино, не так уж и просто. В 2018 году на «Arctic Open» поступило 2327 заявок из 110 стран мира. В итоге – в конкурс, в котором, напомню, три номинации – игровое, документальное и короткометражное кино, были включены по выражению отборщика Алексея Медведева, «сливки, объединившиеся в единый узор, чтобы вызвать интерес у зрителя, потому что именно это – интерес зрителя и есть мера успеха фестиваля, а не проход по красной дорожке какого-нибудь знаменитого актера». И сейчас своё предпочтение отборочная комиссия отдаст фильмам, раскрывающим темы развития национальной культуры, формирования личности и поиска ориентиров в современном мире. В центре внимания будут и отношения человека с природой: история, культура, хрупкая экология Арктики, традиции малых коренных народов и созидательный труд человека в высоких широтах. 


— Кинематограф всегда отражал время, события и проблемы, которые на данный момент волнуют общество, являются важными для людей, — отмечает программный директор фестиваля Анжелика Долинина. — Поэтому хотелось бы представить в конкурсной программе именно тот спектр тем, на котором режиссеры стран Арктики сегодня фокусируют свое внимание. В 2017 году на первый план вышла тема женской судьбы в пространстве северных территорий, в прошлом году на авансцене были мужчины с внутренней психологией мотивов и поступков. Какие тенденции представит 2019 год увидим после 10 октября. 


Привезем самое лучшее 


Но уже в сентябре в рамках культурной программы Маргаритинской ярмарки запланирован семинар «Создание видеоконтента в учреждениях культуры и образования Архангельской области» с участием регионов Северо-Запада России. В дни самого фестиваля будут и внеконкурсные показы, специальные программы, выставки, лаборатории, мастер-классы, творческие встречи с режиссерами, актерами. В орбиту его войдут также кинозалы в Североонежске и Коноше. Опять молодые кинематографисты смогут представить перед потенциальными инвесторами свои замыслы новых картин во втором арктическом питчинге . 


— В этом году будет много творческих лабораторий для молодежи, детей и людей с ограничениями по здоровью, кинолюбителей всех возрастов, — рассказала директор фестиваля Тамара Статикова. — Например, лаборатория «Киноистория в танце», которую мы делаем совместно с Arctic Art Forum. В ее работе примут участие, как танцоры, так и начинающие операторы. Еще стоит выделить мастер-классы по мобильному кино: мы пригласили к сотрудничеству режиссера Бориса Гуца, который первый снял фильм на мобильный телефон. 
Для тех, кто любит кино и следит за новинками, мы надеемся, что привезем все самое интересное, лучшее. На базе САФУ пройдет ночь фестивального кино. А с февраля по май – киномарофон с лучшими фильмами поедет по региону, состоятся также курсы повышения квалификации «Проектное творчество детей и молодежи средствами кино» для работников культуры и образования Архангельской области. 
Так что, теперь перед нами стоит важная задача – воплотить все намеченное в жизнь, достичь положительного социального эффекта. Именно это и будет главным результатом и лучшей наградой для всех, кто разделяют концепцию нашего проекта. 


КСТАТИ В рамках культурной программы фестиваля запланированы фотовыставка Игоря Гневашева «Кино как жизнь. Жизнь как кино» и моноспектакль «Запев Мадонны с Пинеги» к 100-летию Федора Абрамова ( режиссер Владимир Кулагин, Нижний Новгород). 

Людмила Ашиток- Газета «Архангельск»

Visits: 52