Arctic Open начинается: в Архангельске зашкаливает концентрация магии кино

В считанные часы до торжественного открытия члены жюри Третьего кинофестиваля стран Арктики встретились с журналистами.

Проводить несколько пресс-конференций стало уже традицией Arctic Open: сначала программный директор Анжелика Долинина и куратор международной программы Алексей Медведев рассказывали о фильмах, потом дирекция и партнёры фестиваля — о всевозможных площадках, а в день открытия на вопросы СМИ ответили председатели жюри всех, в этом году — четырёх, — конкурсных категорий. 

Напомним, что в этом году к трёх традиционным: полнометражному, короткометражному и документальному, — добавилась ещё одна, особая программа — «Arctic Open — детям».

В 2018 году режиссёр Юсуп Разыков был участником конкурсного показа: его «Турецкое седло» завоевало приз за лучший сценарий. А в 2019-м Разыков возглавляет жюри полнометражного игрового кино, а свой «Керосин» показывает уже вне конкурса — в Архангельске, Коноше и Североонежске.

— Когда ты показываешь своё кино, то отключаешься от всего остального, — отметил Юсуп Разыков. — А когда ты председатель жюри, то можешь отключиться только от своего кино. Думаю, мера ответственности, в принципе, одинаковая. Мне приходится очень часто ездить по фестивалям как председателю жюри, потому что я очень люблю бесплатно смотреть кино. Редко, когда есть такая возможность — посмотреть кино от начала до конца, да ещё и выразить о нём какое-то суждение. Я уже не помню, в который раз я этим занимаюсь. Но это очень развивает, приучает к дисциплине, терпению и ещё многому учит, ведь я ещё собираюсь кино снимать.

Юсуп Разыков. Фото Артёма Келарева.
 
Жюри документалистики возглавляет режиссёр Алексей Вахрушев. В прошлом году отборщики Arctic Open мечтали заполучить его «Книгу моря» в конкурс, но не сложилось. Зато теперь эту ленту в Архангельске всё-таки покажут — тоже, как и «Керосин» Юсупа Разыкова, вне конкурса.

По словам Алексея Вахрушева, фестивали для документального кино — это единственная возможность встретиться со зрителем.

— Российское документальное кино находится в гетто, — подчеркнул Вахрушев. — Это талантливые фильмы, которые подчас сильнее игровых, но выхода к зрителям у них нет. Их прокат в нашей стране не поддерживается государством. Так что фестивали для нас — возможность показать наше кино. Мы делали «Книгу моря» с прицелом на федеральный прокат, и мы будем её показывать в марте 2020 года, но только своими силами.

Алексей Вахрушев. Фото Артёма Келарева.
 
 

У каждой категории — своё международное жюри: в каждом представлены иностранные кинематографисты. Например, Дэнни Леннон из Канады возглавляет свою категорию — короткого метра.

По его мнению, в коротком метре магия кино содержится в концентрированном виде.

— Формат короткометражного кино — его главное преимущество, — пошутил он. — Если фильм грустный, то не придётся страдать два часа. При этом, в коротком метре зритель получает максимум эмоций за короткий промежуток времени: это как наркотики, как американские горки. В последние десять лет многие замечают, что магия уходит из игрового и документального кино. И находят эту потерянную магию в коротком метре.

Дэнни Леннон. Фото Артёма Келарева. 

Впрочем, Юсуп Разыков с коллегой не согласился. По его словам, магия не зависит ни от жанра, ни от хронометража картины.

Юрий Ерофеев. Фото Артёма Келарева.

В категории «Arctic Open — детям» представлены разножанровые ленты. «Детское» жюри возглавляет тележурналист из Мурманска Юрий Ерофеев, давний друг фестиваля. В прошлом году он привозил на арктический кинофестиваль программу детских скандинавских фильмов.

— В Советском союзе была целая линейка детского, подросткового, юношеского кино — вспомнить хотя бы «Приключения Электроника», «Чучело». Ну, да, в последнее время сложилось такое впечатление, что снимать фильмы для детей и юношества убыточно. Но мне кажется, это идёт ещё и от того, что мир поменялся, сейчас восприятие стало совершенно другое, и сейчас порой наши дети в каких-то вопросах разбираются лучше, чем мы.  Глядя на фильмы в категории «Arctic Open — детям» можно действительно сказать, что перед нами стоит очень сложная задача: мы будем смотреть эти фильмы глазами взрослых, но мне было бы интересно представить, как молодёжь будет их воспринимать, будет ли попадание. Поэтому у нас стоит задача — смоделировать реакцию своеобразной фокус-группы. 

Все четверо председателей жюри солидарны в одном: проигравших на фестивале не будет, удовольствие получат все.

Мария Атрощенко 

Источник Регион 29: 

https://region29.ru/2019/12/04/5de763bf764de930c54ba6e2.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

Visits: 178